Пять марафонов сезона

03.07.2014

автор Олег Тарасов г. Тольятти

Готовясь к сезону 2013-2014 гг. я задавал себе вопросы:

1)    можно-ли подготовиться и пройди более 2-х марафонов за сезон?

2)    могу ли восстановиться и пройди очередной марафон через неделю после предыдущего?

Конечно я ставил определенные задачи перед собой: пройди больше марафонов в разных городах и регионах в зачет почетного звания «Мастер Russialoppet» и попробовать набрать достаточно баллов в каждом из пройденных марафонов с целью занять достойное место в Всероссийском кубке «Лыжные марафоны России» среди любителей / Russialoppet Masters Cup 2014.

В календаре 2014 года «Лыжные марафоны России» были предусмотрены 19 марафонов. К большому сожалению 7 из этих гонок были отменены по неготовности трасс из-за отсутствия снежного покрова. Особенно обидно была отмена буквально за 3 дня запланированного на 15 марта  традиционного международного Деминского лыжного марафона, единственного марафона в России в серии  Worldloppet. Я еще в декабре 2013 года оплатил стартовый взнос и зарегистрировался на участие в этом марафоне. Но видно не судьба… Остается надеяться на то, что в новом сезоне удастся во второй раз поучаствовать в самом массовом в России марафоне.

Теперь по порядку о моих 5 марафонах прошедшего сезона.

31-й Воронежский лыжный марафон памяти Ю.Д. Лопатина, 23 февраля 2014 года

Приехав 21 февраля с Дмитрием Шестопаловым в г.Воронеж увидели, что в городе и за городом практически нет снега. На трассе лесной дубравы (с/к «Олимпик») сохранилась обледеневшая лыжня, после дождя и ночных заморозков она представляла большую угрозу для лыжников на спусках. Главный судья Вадим Мещеряков конечно был рад нашему появлению (все таки клуб лыжников «Лада» знают и уважают везде), но я видел его тревогу за судьбу воскресной гонки. Утром перед стартом организаторы сократили круг до 10 км (упростили трассу, убрав опасные спуски) и нарезали лыжню аккуратно, очень тоненько ретраком. Гонка классическим ходом получилась скоростной, пять кругов проехали одновременными ходами на одних руках. По дистанции в основном шел с соперниками из группы М6 (55-59 лет), правда на самом финише один из них выиграл у меня ничтожные 0,3 сек. Скорее всего я не доработал в гонке, т.к. сил на последние километры осталось достаточно. Здесь познакомился с членами марафонских команд «Марафонец», Тверская обл. и объединенной команды «Русский двор» (капитан В.Мещеряков). Крайне приятно и радостно было узнать, что в это же время марафон на Олимпиаде выиграли наши мужчины во главе с Александром Легковым. Мои результаты по гонке и аналитические данные по гонке приведены в табл. 1 и 2.

27-й Тольяттинский лыжный марафон, 2 марта 2014 года

Бежал наш марафон 5-й год подряд. Хотелось получить стартовый номер ближе и впервые попасть на финише в 1-ю сотню. Однако номер мне выдали не «близкий» из-за неудачного марафона в прошлом году. Старт и традиционные разборки на 1-м километре проехал без проблем. Соперников по силе из группы М6 видел и обходил постепенно, бежал спокойно. Проблемы начались (не только у меня) на 4-м кругу на подъеме в дальней петле трассы: здесь выпавший неделю назад глубокий снег был мало уплотнен и по ходу превратился в кашу. Один раз палка провалилась в снег аж на 40 см., чуть не потерял, хорошо что вытащил оперативно вертикально вверх. Этот  подъем дался тяжело и в целом финишировал не так свежо, несмотря на хорошее питание. Время получилось не самым хорошим (много проиграл лидерам группы М6), но пришел 97-м, в группе оказался 3-м.

Дальше пришло время ожиданий и сообщений о судьбе марафонов в Центральном и Северо-западном регионах. Отмена марафонов в Битце (Московская область), Демино (Ярославская область) и в Санкт-Петербурге из-за отсутствия снега и сдача купленных ранее билетов. У нас в Самарской области условия для тренировок сохранялись. Наконец на сайте www.russialoppet.ru появилась информация из Московской области, что сохранился круг длиной 5 км в Головино, Истринский район и организаторы весеннего марафона МГУ приглашают участников.

8-й Весенний марафон МГУ им.М.В.Ломоносова, 22 марта 2014 года

Приехал на место к 08:30 (ранний поезд до Москвы в 05:36, метро до ст. Тушино, электричка до ст. Румянцево, далее автобус до с.Головино, после пешком до л/к «Истина»). На лыжной базе ничего не выдает, что здесь через 2,5 часа стартует марафон: снега нет, нет никаких указателей и стендов, негде раздеться. Хорошо что лыжи были подготовлены еще в Тольятти по погоде и на грязный снег. Прошел мандатную комиссию, мой номер 176. Предстояло бежать сначала 1 км разгонный круг, далее 10 раз круг длиною 5 км с 6 спусками/подъемами. На стартовой петле вообще местами была грязь и сплошной лед, спуски со стороны леса опасные, подъемы на открытой стороне с раскисшим снегом и большими лужами. На втором же кругу хотелось все эти мучения прекратить и уехать. Проехал с сомнениями 6 кругов, дальше пришлось сбавить скорость, на восьмом кругу было тяжело (сводили бедра) – один из подъемов преодолел практически шагом. Дальше уже доехал на фоне сильной усталости, вдобавок проиграв на финишном створе одну секунду участнику из моей группы. Температура воздуха к концу гонки поднялась до +14˚С. Понравилась организация питания (гели SQUEEZY ENERGY в небольших тюбиках от спонсора, вода и чай в начале каждого круга). Познакомился с лыжниками из Курска. Увидел на награждении многолетних лидеров моей группы М6 (Домкин, Шабурин, Коржов). Марафон преодолели всего 67,2% из стартовавших, сошли с гонки или не уложились в контрольное время 116 участников. В общем зачете Russialoppet среди любителей по итогам 3-х пройденных марафонов я временно поднялся на 9-е место в своей возрастной группе.

41-й Мурманский лыжный марафон 80-го Праздника Севера, 6 апреля 2014 года

Я не планировал участвовать в этом сезоне на Празднике Севера. Прочитал и ознакомился на форуме сайта www.skisport.ru об изменении трассы: убрали подъем «стену» на 20-ом километре  круга, заменив его на более длинный и пологий. Тот подъем длиною 600 м. я хорошо запомнил еще в 2012 году, когда пробежал этот легендарный марафон. И вот буквально за 3 дня до старта у меня родилось решение о поездке в г. Мурманск.  С помощью Сергея Сушко я устроился в ближайшем к месту старта гостинице «Юность Заполярья». Накануне старта в субботу, в Долине Уюта погода стояла плохая – сильный ветер, практически штормовой; проехал немного - около 10 км, состояние трассы – хорошее. В день старта установилась прекрасная погода. Старт с 3-го коридора для меня прошел нормально. Правда уже в самом конце знаменитого подъема я сам запнулся и упал, все сзади ах!-нули боясь массового завала. Но я быстро поднялся и продолжил движение. В целом ехал хорошо, лыжи шли прекрасно, питался на пунктах. На 1-ом кругу проблем не возникло. После 25 км обнаружил и удивился, что 5 километровый биатлонный круг справа от долины сокращен и практически исключен из трассы. На втором кругу по озеру уже возникли трудности, на 46-48 км. в небольшие подъемы пришлось особенно трудно. Финиш прошел бодро, правда проиграв 8 сек. сопернику по группе М6, который на тот момент был выше меня по рейтингу.

Конечно я был рад за Сашу Клинова, занявшего 3-е место в своей группе и за Павла Шестопалова, выигравшего среди юношей гонку на 25 км. Только одно расстроило меня, что в марафонскую команду клуба лыжников «Лада» образца 2014г не были заявлены браться Сушко. Павел и Сергей участвовали в этом марафоне и успешно его преодолели, также среди участников я обнаружил Токарева Олега из Самары. Эти участники могли бы внести в копилку команды так необходимые очки. Что касается меня, после этого старта я переместился на 4-е место в общем зачете в группе М6 по сумме набранных очков в 4-х марафонах.

2-й Югорский лыжный марафон, г. Ханты-Мансийск, 12 апреля 2014 года

Ехал в ХМАО поездом с хорошим настроением, правда очень долго из Мурманска через Москву. Устроился в гостинице, встретил наших Сазонова и Биккулова. Утром после завтрака произошла неожиданная встреча с Александром Легковым. Он шел на завтрак, мы поздоровались, я поздравил его великолепной победой в Сочи-2014 на марафоне, пожелал удачи на Югорском марафоне. Прошли мандатную комиссию, съездили в Югорскую Долину, проехали с Камилем Биккуловым 13 км по трассе марафона. Ветер в пойме реки Горная был такой силы, что срывал все вывески и баннеры. Тут же откатывал лыжи Легков. Долго практически до полночи готовили лыжи. Ночью спал плохо. Перед стартом вышел из палатки в стартовом городке и вижу, что Легков окружен болельщиками - фотографируется и  раздает автографы. Я подошел и получил автограф олимпийского чемпиона на моём нагрудном номере. Старт прошел спокойно, первые 15 км шел за Юрием Овчаровым из Жигулевска. Лыжня хорошая, профиль - равнинный, скорость – высочайшая. Единственно плохо – ветер в обратном направлении. Дальше контакт с Юрием потерял, потом меня ещё обогнал Александр Ерисов из Чапаевска. Я шел за ним и видел, что он далеко от меня не уходит. После 1-го круга на 28-ом км (стартовая петля 5 км) в процессе приема напитка за поясом сам наткнулся на правую палку и сломал её. Первые секунды был в  шоке. Неужели придется сойти? Как глупо! Такая злость была. Я разогнался в надежде поменять палку в стартовой зоне. Благо на равнине по ветру удавалось поддерживать скорость. Примерно через километр смотрю  - стоит один болельщик с парой палок. Подъехал к нему, попросил помочь, его палка была как раз мне. Спасибо доброму человеку из Сургута. Дальше я пошел высоким темпом, настроение поднялось, работалось хорошо. Последние 5 км против ветра было не просто удерживать высокую скорость. Финишировал бодро и с запасом сил. В протоколе увидел, что за мной через 3 сек. пришел соперник из моей группы. Это был один из немногих мною пройденных марафонов, когда сил осталось достаточно много и ничего не тревожило с точки зрения здоровья и самочувствия.

Заключение. После Югорского марафона по сумме очков за 5  марафонов я поднялся на 2-е место в общем зачете в группе М6. Первым был Леонид Колобов из Тверской области. Он проехал за сезон 7 марафонов серии «Russialoppet» и по сумме своих лучших 5 результатов опережает меня всего то на 68 очков. Мы пересеклись с ним в 4-х марафонах, он опередил меня только на марафоне МГУ, в остальных я был быстрее его. Впереди в календаре ещё был Авачинский марафон, г. Петропавловск-Камчатский. Улучшить свой результат или как минимум сохранить его я мог бы, если бы поехал на Камчатку. Это было возможно, если бы наша команда «Лада» поехала на этот заключительный этап командного кубка «Russialoppet». Но у нашей команды шансов подняться выше 2-го места не было, поэтому традиционный десант из Самарской области на Камчатку в этом сезоне не состоялся. В свою очередь потенциальный лидер сезона в группе М6 Александр Домкин (команда Альфа-Битца, Московская обл.) выиграл Авачинский марафон и стал 1-ым в сезоне, набрав в сумме за 5 марафонов астрономическую сумму 4961очков (2 победы, одно 2-е место, 2 раза - 3-е место). В предварительных итогах на сайте http://russialoppet.ru у меня 3-е место в группе М6 с суммой 4192 очков. Для меня это неплохой результат и хороший вклад в командный зачет клуба «Лада».

Табл.1  Результаты выступления и расход калорий (записаны пульсометром POLAR RS300)

Этап

Воронеж

Тольятти

Головино (МГУ)

Мурманск

Х-Мансийск

Место в группе/всего в гр.

11/19

4494

3826

3009

Табл.2  Отсечки по кругам трасс (записаны пульсометром POLAR RS300)

Километры

Итого

Воронежский лыжный марафон памяти Ю.Д. Лопатина (классический)