Мурманский лыжный марафон Праздник Севера

06.04.2016

Север Европейской части нашей Родины раньше ассоциировался у меня с Санкт-Петербургом. От Питера до Мурманска нужно было проехать еще 1400 км по Карелии практически на край Земли - берег Баренцева моря. Прошлогодний сезон был закрыт на Камчатке, а в этом году лыжный марафон "Праздник Севера" был отличным вариантом открыть для себя еще одни закоулки России и закрыть лыжный сезон отличным мероприятием.
В Мурманске проживают наши ребята-лыжники братья Гордеевы из Похвистнево, Сергей Кириченко поделился их телефонами, я созвонился. Леха Гордеев сам предложил встретить меня, показать город и трассу марафона. По проживанию договорился поселиться вместе в "Долине уюта" с ребятами из Тольятти - Ромой Чугуновым, Александром Клиновым и его супругой Татьяной.
Добраться до Мурманска из Самары можно на поезде или самолете. В ту сторону самолет не устраивал, т.к. было интересно посмотреть всю смены природы и ландшафта на пути в Арктику. Поездов прямых нет - пришлось ехать сутки до Москвы, 45 минутная пересадка с одного вокзала на другой и полтора дня до Мурманска.
С утра второго дня дороги началось самое интересное - Петрозаводск и Карелия. Раньше я в этих местах никогда не был, но очень наслышан от друзей и знакомых. Длиннющие сосны и озера, странноватые для нашего уха названия населенных пунктов.Более двух суток ехать на поезде мне тоже не приходилось, но благодаря шикарнейшим видам мне не было скучно. В этот момент я решил обязательно побывать в этих местах летом и на машине. Удивительно, что почти все соседи по лыжному чехлу поняли, что я еду на "Праздник Севера". В этих местах если человек сам не занимался лыжными гонками, то родственники или близкие друзья обязательно, поэтому осведомленность о таком мероприятии удивительная.
Утром третьего дня я уже ехал по Мурманской области. Карельские высокие сосны сменились на низкие деревца, которые окутывали многочисленные сопки по всему горизонту. Через какое то время начал виднеться Кольский залив. Мы прибыли в Мурманск. Моей делегации встречающих можно было позавидовать - Леха Гордеев, Саша Клинов и Рома Чугунов. Вот мы все и познакомились. Рядом с жд вокзалом находилось место для регистрации участников марафона, поэтому чтобы снова сюда не возвращаться, Алексей предложил сразу же получить стартовый пакет. Времени это заняло немного, в стартовом пакете находилась майка с номером, наклейки на лыжи, карта марафона, пакет для вещей, бутылочка воды и банка Red Bull.

Потом Леха отвез нас в Долину Уюта, где уже жили Саша и Рома, я на рецепшн оплатил 3.5 дня пребывания и удивился цене - 1750 рублей... что же могли предложить за такие небольшие деньги. Нашим домом на это время стала каморка около душа размерами примерно 3 на 3 метра с двумя двухъярусными кроватями и одним столом, но с видом на стартовый подъем из "Долины уюта":) После такой длинной дороги хотелось 2 вещи - в душ и немного размяться. Алексей предложил мне немного отдохнуть и через час показать нам марафонский круг, и мы естественно согласились.

Стартовый лобовик метров в 600-700 после трехдневного лежания дался непросто. За неделю до моего приезда в Мурманске сыпал снег, поэтому пришлось кататься по свежаку, каждый прокат давался непросто. К тому же на Севере меньше кислорода на 20%, поэтому дышать было тяжеловато, этими ощущениями я сразу вспомнил Ханты-Мансийск в прошлом году. После подъема длинный плоскач и выезд на озеро, где дул сильнейший ветер в Баренцева моря. По словам Лехи, иногда ветер бывает такой, что слабые лыжники вообще не могли продвинуться вперед и их сдувало в обратном направлении. По мере просмотра трассы Алексей нам рассказывал много интересного про лыжные гонки в области, ветеранское лыжное движение, как изменялась трасса марафона, где стоят официальные пункты питания и где традиционно местный народ встает сам и кормит спортсменов. На первый взгляд трасса достаточно простая, много плоских участков, небольшие подъемы, но простота эта только на первый взгляд. После подъемов практически отсутствуют привычные спуски, на которых можно отдышаться, их заменяют ступеньки с плоскими участками, на которых снова нужно пахать. Особо убил 2-х километровый подъем с 19 по 21, за которым снова шла ступенька. Особого оптимизма не придавала и катуха, по словам бывалых, в Мурманске всегда сложно подобрать оптимальный вариант для подготовки лыж.
На вечер Алексей предложил культурную программу и осмотр достопримечательностей города. С нами поехал и Рома. Мы проехали по таким местам как "Мемориал защитникам Заполярья" или по-просту "Алеша", памятник морякам-подводникам, погибшим в мирное время (использована рубка подводной лодки "Курск", потонувшая в 2000 году в Баренцевом море), первый в мире атомный ледокол Ленин.
Пятницу мы посвятили отдыху от лыж, днем съездили закупиться вкуснейшей рыбой на оптовых складах, а ближе к вечеру решили посмотреть спринт на центральной площади города, приуроченный к "Празднику Севера".

Утром в день гонки мы подкрепились кашей, перед выходом я съел протеиновый батончик и с собой 3 геля PowerUp. Т.к. мы жили недалеко от старта, то вышли сразу в комбезах. Всю ночь шел снег и закончился практически перед стартом. Стартующие делились по карманам , Саша и Рома попали во второй карман, я с номером 305 в третий. За 20 минут до старта открыли карманы. Старт общий, поэтому в первую горку ожидался традиционный затор. До сих пор не понимаю, почему не могут сделать старт как в Демино по карманам с разрывом в несколько минут, чтобы не допускать таких казусов.
В положенное время дают старт, пробегаем 10 метров и начинаем упираться в спины второго кармана, начинается подъем, идем медленно, спешить и торопиться некуда, все-равно особо не пролезешь, да и задыхаться на первом подъеме не сильно хочется. Хотя некоторые пытаются пробраться, задевают палки и лыжи других, падают и устраивают небольшие завалы. Вышли на плоскач, бегу спокойно, пока непонятно как катят лыжи. На первом спуске удается понять, что лыжи по катухе не проигрывают никому, а у некоторых даже выигрывают. Спасибо за помощь в подготовке Саши и Ромы. При выходе на озеро ловим ветер, пытаюсь спрятаться за впереди бегущих лыжников.

На официальных пунктах питания, которых было 2 на круге, слишком много народа да и волонтеры не подавали баночки с питьем, приходилось бы останавливаться и терять кучу времени. Алексей с местными лыжниками вызвался помочь и стоял в обозначенном месте в 2 км от финиша на реверсе. Поэтому мы могли попитть 4 раза, но первый раз естественно пропустили, т.к. после старта особо не хотелось.
Минут через 30-40 нас догнали гонцы на 25 км и пролетели мимо. В скором времени начался 2-х километровый подъем, который спокойно без дерганий забежали. К окончанию первого круга я чувствовал себя замечательно, попил у Алексея и закончил половину дистанции за 1.30, что было совсем неплохо. Заход на второй круг проходил немного по другой трассе через биатлонку, ранее я не смотрел эту петлю, надеясь, что она примерно такая же, как и стартовый подъем, но тут я сильно ошибся. Подъем продолжался около двух км почти без спусков и со ступеньками, что вымотало меня. Еще ни на одном марафоне я не чуствовал себя убитым на середине дистанции. Самое страшное, что после этого убийственного подъема начинался длинный плоскач.

Второй круг пошел вяло, я съел все свои гели и старался пить на каждом ПП. Волонтеры на официальных уже выходили и давали питье в руки, также старался брать у всех предлагающих на дистанции зрителей, про которых Алексей говорил ранее. Можно сказать, они то меня и спасли от полного бессилия на второй части марафона. До сих пор споминаю вкус того куриного бульона, который придал мне сил перед последним двухкилометровым подъемом.
За ним уже только спуски, собрал силы и на последних километрах обогнал несколько "умирающих", мышцы на ногах к этому времени уже начали дергаться. Финиш прошел спокойно, т.к. до ближайшего лыжника было слишком большое расстояние.
На финише повесили медаль на шею и я тут же направился к столику за едой. Апельсины, бананы, изотоники, закончились только сосиски. Без разминки стал быстро замерзать, поэтому, налив еще стаканчик теплого изотоника, двинул в сторону дома. Позже по протоколам выяснил, что на втором круге я проиграл самому себе почти 25 минут. Наверное, это был один из самых сложных лыжных марафонов.
После марафона мы отведали с ребятами дары Баренцева моря и отметили окончание лыжного сезона. Вечером Саша, Татьяна и Рома уехали в Тольятти на поезде, а я остался еще на денек, чтобы спокойно покататься и насладиться напоследок красотами города. Большое влияние на мнение о городе оказывают люди, которые там живут.
От всей души благодарю Алексея Гордеева за его гостеприимство, благодаря ему я увидел Мурманск таким, каким бы никогда не увидел. Ждем в гости на наш Самарский марафон;)