Бега в окрестностях Эльбруса (AEWR ULTRA 2017) - Владимир Кузнецов г. Самара

 

27.11.2017

     Не выбрался в горы – год прошел зря. Так всегда  считала наша альпинистская братия,  так много  лет подряд  думал и я. Не случайно, меня  до сих пор  тянет в горы, и этот год не исключение. Трэйл и  Приэльбрусье -  новое увлечение и давно знакомые места. И так, да здравствует AEWR - Adidas Elbrus World Race! Основная гонка - это командный забег вокруг Эльбруса, длина трассы 112 км, не каждому по зубам. Чтобы привлечь  больше участников, организаторы  добавили в репертуар еще четыре дисциплины: Эльбрус- 11, Эльбрус Трэйл - 34, Эльбрус Марафон - 46 и Эльбрус Ультра - 59 км. Вот на дистанции Ультра  я и остановил  свой выбор. До старта допускали не всех, пришлось представить  результаты  прошлых марафонов. Мои успехи были признаны достаточными и, заплатив стартовый взнос 6000 рублей, я  увидел себя в списке участников. 

1.jpg

     Чтобы бежать по трассе с перевалами  выше  трех   тысяч метров,  нужна  акклиматизация. Приехав к подножью Эльбруса пораньше, я поселился на поляне Азау и  пять дней подряд объяснял организму, что его ожидает:  вставал в четыре утра и раз за разом поднимался до станции Мир (3500 м),  до Гара-Баши (3700 м), а потом и до Приюта 11 (4050 м). Погулял на славу, высоту вспомнил, а тут и пришел тот самый день – пятое августа.        Автобусы на старт отправлялись прямо от моей гостиницы, но вставать  все равно пришлось ни свет, ни заря. К началу трассы в поселок Верхний Баксан  прибыли в кромешной тьме. Подсвечивая окрестности фонариками, переодеваемся, переобуваемся – готовимся к продолжительным мучениям. Все происходит в чистом поле на берегу горной реки на окраине селения, жители  мирно спят,  собаки  почуяли толпу и пробуют голоса. Предстартовая суета, проверка чипов, подгонка снаряжения, толкотня в стартовом  загоне, представление фаворитов, официальные напутствия, легкая  дрожь от  горного холода и от предстоящего испытания. Наконец,  ровно в  четыре часа утра – старт! 

   Помчались толпой по сельской дороге, вздымая клубы пыли в свете фонариков. По моим самым оптимистичным прогнозам, впереди не меньше  десяти  часов бега. Хотя, вряд ли кто способен пробежать всю дистанцию, не переходя на шаг. Три перевала  выше трех тысяч метров, переправы через ручьи и горные реки, осыпные склоны, курумники (груды больших камней, где сам черт ногу сломит), скальные гребни, снежники – вот такую полосу препятствий приготовил нам Кавказ. Начало всему - серпантин в гору по лесной дороге. Бегу трусцой, рядом молодые ребята, девчата, старичков не видно. Большинство активно работают палками, высекая искры из камней. Светает прямо на глазах – бежим вверх, навстречу солнцу. На спине рюкзачок с набором обязательного снаряжения: ветрозащита, полтора литра изотоника, восемь гелей на день, запасной фонарик, батарейки, свисток и всякая ерунда по списку – обещали проверить на финише. На ногах кроссовки Saucony Peregrine 5, хлипкие, но легкие, испытанные на ультра марафоне в Швеции и изрядно потрепанные во время акклиматизации. На тропе держат хорошо, главное их не порвать среди камней и не отбить ноги. Пункты питания обещают быть, но режим гонки полуавтономный. Вода от организаторов не предусмотрена - ручьи и речки в помощь! Меня всю жизнь учили не пить из горных ручьев и речек: не раз поднимаясь вдоль потока  воды по безлюдным вроде местам, я выходил к стойбищам, пастбищам, стоянкам и другим подозрительным местам. И вот придется пойти против правил – без пополнения запасов не обойтись. Пока все полтора литра в целости. Пора пить, но жидкость не поступает, видимо трубка гидратора перегнулась где-то по пути к моему организму, разбираться и терять драгоценное время не хочется. Первый подъем заметно проредил толпу. Все не в меру резвые уже накушались и отстали, последние из них еще пыхтят рядом. Вот девица с остекленевшим взором,  тяжело дыша, продвигается вперед в лучах восходящего солнца, на лбу горит фонарик, ей уже не до него. Старается изо всех сил, но отстает все больше. – «Куда же ты, голубушка, так спешила? Впереди еще пятьдесят километров дороги и четыре километра набора высоты!» Но женщины загадочные существа. Богатый жизненный  опыт мне подсказывает, что она вполне может отдышаться, ожить и еще показать  нам свою стройную фигуру со спины.
   Думать во время бега нужно, а вот задумываться не стоит. Спотыкаюсь о корягу, торчащую между камней. – «Рано ты, однако, начал спотыкаться, ха-ха-ха!» -  Хорошо, когда рядом веселые мужики, сложилась компания по силам:  парни из Питера, с Урала и еще откуда-то. Познакомились на бегу,  общаемся по ходу, значит,  темп у нас нормальный.  А лидеры? Монстры, маячат впереди на фоне неба. Трасса  хорошо промаркирована  краской по камням. Организаторы большую работу проделали. Бежим мимо горного озера Сылтран, похожего на переполненную  чашу с бирюзовой водой. Красиво! Опять цепляю носком за камень, - все, хватит, по сторонам больше не смотрю! Одиннадцать километров позади, гидратор одумался и  начал выдавать влагу,  в дело пошли  гели. На  первый перевал, одноименный с озером, забежал бодрячком. Впереди крутой спуск. За годы занятий альпинизмом я видел спуски и покруче, но на ногах  всегда были  горные ботинки, а в них на любом рельефе чувствуешь себя, как в танке. В легких кроссовках спуск с перевала простым не показался. Ребята с Урала, привыкшие бегать  там у себя по камням, упылили  вперед, я стараюсь не рисковать и отстаю. Впрочем, скоро мы встречаемся на пункте питания: бананы, апельсины, яблоки, печенье, сухофрукты, хлеб с солью – есть все, кроме воды. Как и обещали организаторы,  – «Вода в ручьях!». «Энервит» в гидраторе еще плещется, но  к пополнению запаса влаги нужно готовиться.  Я сократил время трапезы до минимума и снова в компании. 

2.jpg

    Сразу после кормушки начался изнурительный подъем по травянистому склону, щедро освещенному солнцем. Ни облачка, ни ветерка, настоящее пекло, чувствую кожей ультрафиолет. Толпа растянулась  на километры: и впереди, и позади, виднеются разноцветные фигурки.  Тропа ведет к перевалу  3674 метра, становится  не так жарко, да и переправа  подоспела. Поток довольно бурный и организаторы для безопасности  натянули перильную веревку. Пока я разувался, чтобы сохранить сухими кроссовки,  рисковые ребята из Москвы просто  перепрыгнули речку по мокрым гладким скользким камням. Красиво получилось, молодцы. Девушка заставила поволноваться - исхитрилась окунуться с головой и несколько раз. Остальные просто пробежали через реку, держась за веревку и поднимая буруны – «парни, ноги мокрые, мозоли натрете»  – «кроссовки сохнут ровно четыре секунды!»              
     Дно было  гладким  и приятным, а  поток хотя и сильный, но не выше колена. Много времени на переправе я не потерял, горящие ноги в ледяной  горной воде освежил. Кто ниже воду набирал – прошу извинить! Двадцать с лишним километров позади. Все уже давно забыли про бег, быстрый шаг и то не всем по силам. По пути повезло, перепало по глотку горячего чая – спасибо ребятам в палатке,  сил прибавилось, но неожиданно нос захлюпал и дальше минут двадцать я маркировал тропу своей кровью. Несмотря на такой поворот, иду нормально и обгоняю несколько человек. Скальный гребешок с элементами скалолазания слегка оживил   монотонный  путь, его я оценил как 2А категории сложности. Это и был второй перевал - Джикаугенкез.  Дальше спуск по камням, по тропе, по дороге;  здесь меня  начали догонять и обгонять те, кого я оставил за спиной на изнурительном подъеме. Спуски это мой резерв на будущее. Научусь бегать вниз, вот тогда… Доскакали до очередного пункта питания с видом на третий перевал, по виду самый крутой. Минут пять жуем бананы и  апельсины, горячие от горного солнца. Заправляюсь водой из ручья, надеюсь там, наверху, никто ее не мутит. Смываю засохшую кровь с лица, чтобы спутников не пугать. Народу вокруг заметно прибавилось, здесь сходятся трассы  Эльбрус Марафон и Эльбрус Ультра. Начинаем подъем по траве вперемешку с камнями, камни ползут под ногами, трава тоже мало помогает. Склон просматривается снизу доверху и это угнетает: тропа упирается в  небо, видно, что придется изрядно попотеть.  В легком трансе, глядя под ноги, борясь с желанием встать или сесть, я на ходу вспоминаю самые трудные подходы с самыми тяжелыми рюкзаками. Но все проходит - два геля внутри  и перевал взят. Контрольный пункт, волонтеры показывают, что нужно зафиксировать чип у какой-то электрической  пирамидки. Для прикола, встаю перед ней на колени и кланяюсь – «ом мани падме хум!» -  это тибетская мантра, а я типа в Гималаях. Скучающим волонтерам представление  нравится, думаю, они понимают мою радость: перевалы закончились, начинается спуск  и всего  двадцать три километра до финиша.
Под ногами крупноблочная осыпь. Молодые ребята пролетают вниз мимо, прыгая, как мячики с камня на камень. Пытаюсь изображать что-то похожее, но после трех-четырех бодрых скачков глаза разбегаются по сторонам, я впадаю в ступор  и  понимаю, что сейчас рухну. Перехожу на шаг, затем начинаю все сначала. После сорока пяти минут  такой работы устаю, как после контрольной по алгебре. Спуск плавно переходит в  каменистую тропу и открывается шикарный вид  далеко вниз, в долину. Я уже десять часов подряд двигаю конечностями, и слегка отупел от  однообразия. Впереди должен быть пункт питания и финальный спуск. То, что это целых пятнадцать километров, где-то по дороге выпало из головы, и я вдруг начал ускоряться. Тупо проскочил пункт питания, почему-то ничего не взяв, тупо спросил про воду и тупо услышал в очередной раз – «вода в ручьях, ребята!» Вокруг мирно паслись коровы, блеяли овцы, рисковать и заправляться здесь не хотелось, а запас воды подходил к концу. Километров пять я летел как угорелый, оторвавшись от  спутников и от реальности, ожидая финиш за каждым поворотом. Тут меня легко и непринужденно обогнал молодой паренек, я злорадно отметил про себя, что он некрасиво закидывает в стороны ноги и вообще бегать не умеет. В общем, начал умничать. Расплата пришла  сразу в виде очередной кочки на каменистой дороге. Я полетел. То есть буквально. Как самолет при посадке. В руках были палки, поэтому посадка произошла на «брюхо». Голые ноги, руки проехали по камням, майка и трусы спасли от прямого контакта с грунтом остальное. Главную положительную роль в этом спектакле  сыграла беговая кепка  – длинный козырек подогнулся и как щит спас рожу лица от тотального повреждения. Несколько секунд  я лежал неподвижно и слушал грохот от своего падения, кажется, откликнулось даже горное эхо.  Потом нехотя поднялся и оценил ущерб от глупых мыслей:  ссадины разной глубины и  размеров, майка не порвалась даже, трусы почти целые, горячая дорожная пыль налипла на раны и кровь уже остановилась. Немного повыковыривал мелкие камни из коленки и  продолжил свой полет  вперед, к финишу! Дальше была жесткая борьба с желанием пойти пешком и напиться из любой лужи – вода у меня давно закончилась, и оптимизм убывал с каждым шагом.

     Дорога хотя и шла вниз, в долину, отнюдь не была ровной: бугров и  холмов хватало, любая  кочка напрягала. Сомнения  в исходе гонки исчезли только с появлением  таблички – «последний забор воды перед финишем». Я уже не думал о качестве воды. Просто залил гидратор и продолжил бег на остатках воли.  Скоро показался поселок и стартовая поляна. Вид сверху.  Полчаса каменистого серпантина и завершающий километр перед финишем – асфальт! После суровых испытаний буераками, ноги просто плыли по гладкой дороге. На обочине появились  зрители, изображаю финишное ускорение и пересекаю заветную черту. Мое время  12:35:34. Хорошая получилась прогулка. Бутылка воды, медаль и … свободен - больше никаких благ на финише не предусмотрено. В группе  М60 я второй, в абсолюте тридцать третий из восьмидесяти восьми, в общем, все не так безнадежно. Вокруг вьются какие-то личности с  фотоаппаратами, наверное, их привлек мой  сильно потрепанный вид. Есть хороший шанс попасть в виртуальное пространство. В виде изображения.   А вот, кстати, и карета скорой помощи. У меня с собой нет аптечки, так что нужно пользоваться случаем. Слегка подштопанный и подкрашенный,  переодеваюсь, умываюсь, пью пиво – хорошо после марафона, знакомлюсь с местным псом, фотографируюсь, пытаюсь уловить настроение поляны, но не чувствую ничего, кроме ноющей боли в стопах и тяжелой усталости. Энергия на исходе, тело просит тепла, а солнце, жарившее целый день, уже скрылось за ближайшими горами, давая ход ночному холоду. А ведь кто-то еще борется с километрами –  последний участник финиширует завтра ранним утром.
Через четыре дня после возвращения домой, узнаю, что проливные дожди вызвали сель, который смыл дорогу в Тырныаузе, а еще через неделю  прорвало озеро в ущелье Адыл-Су, отрезало Приэльбрусье от Большой земли. Туристов вывозили вертолетами. Так что, фартовые мы ребята, вовремя оттуда смылись.
3.jpg

P/S      

    Все удовольствие обошлось в двадцать пять тысяч рублей. По результатам AEWR я получил 4 балла ITRA (Международная Ассоциация ТрэйлРаннинга) и с учетом уже имеющихся баллов  возможность участия в лотерее для регистрации на UTMB (Ультра Трэйл Монблан) в следующем году. 
Все инкубационные сроки прошли, самочувствие нормальное, значит, вода в ручьях была чистая, зря я истерил по поводу правил и принципов.
Бедная кабардинская скорая помощь замучалась с оформлением моих ссадин – пришлось выслать им данные паспорта и полиса медицинского страхования.
В 2018 году, возможно, введут новую индивидуальную дистанцию AEWR ULТRA 80 км. Следите за новостями на www.elbrusworldrace.com !
Майка участника понравилась – настоящий Adidas, а не  самопал из «фирменной» ткани. Очень удобная. Теперь тренировки бегаю только в ней. Но на соревнованиях традиционно – CRAFT красного цвета с эмблемой  Transjurassienne 76

Медаль грубовата и простовата, но щедро полита потом и кровью, поэтому дорога, как никакая другая.
Организаторы  гиганты – такое мероприятие в горах -  это круто. Если найду напарника, обязательно побегу в следующий раз основную гонку 112 км.

4.jpg


Возврат к списку



10 марта 2024 года в Похвистнево состоится лыжный марафон "Проводы зимы". Заявки принимаются до 5 марта 2024 года. Подробности на сайте.
×