Лыжный марафон Европа-Азия 2016

16.03.2016

Лыжный марафон "Европа-Азия 2016" - автор и участник Алексей Жирухин г. Самара

Я не любитель кататься кругами, поэтому марафон из Европы в Азию решил обязательно посетить в этом году. Зарегистрировался заранее по льготной цене в 1300!!! рублей. По проезду вопрос оставался открытым долго. Летом я посещал веломарафон "Уктус" в Екатеринбурге на машине, но зимой ехать через Урал было сложно и во время снегопада опасно. Да и народа в самом начале набиралось немного - Я и Олег Тарасов. Поэтому просто взял билет на поезд, который идет сутки. За несколько дней до выезда к нам присоединились Ильдар Садыков и Слава Малов из Тольятти. Таким образом у нас формировался полный комплект команд по кубку Russialoppet на двух марафонах сразу - в Тольятти и в Екатеринбурге.

Я поехал в Екат чуть раньше, остальные ребята выехали днем позже поездом из Сызрани. Приехав в ночь с 4 на 5-е заселился в небольшом хостеле около жд-вокзала. До приезда ребят было достаточно время погулять по городу и немного поработать за компьютером. После обеда мы встретились в ДИВС (Дворце игровых видов спорта), где проходила выдача стартовых пакетов на марафон. Врач долго крутил справку о состоянии здоровья, придирался, но все-таки дал допуск. Если честно, так и не могу понять смысла этих справок, т.к. все-равно мало кто реально проходит медкомиссию и ее либо покупает либо берет у знакомых. На этом марафоне справка была обязательной и организаторы марафона, видимо, еще зарабатывали на медкомиссии, рекламируя услуга получения справки "всего" за 1500 рублей. В протоколе мой номер значился под цифрой 111, повезло же! Ан нет... это аукционный номер, поэтому мне сначала предложили 195, но потом дали чей то номер 109, скорее всего, этот лыжник не стартовал. В стартовом пакете ничего особенного, майка, которая оказалась всем мала, карта марафона, пакет для одежды, номер для пакета, какая-то маленькая наклейка и куча "спама" от спонсоров.

Достаточно быстро мы нашли квартиру в паре минут от ДИВС и заселились. Утром от этого дворца должны были отправиться автобусы на место старта и после финиша отвезти обратно, поэтому мы экономили бы кучу времени, хотя просыпаться пришлось все-равно рано из-за разницы в 1 час с Самарским временем. Весь вечер мы примеряли майки и пытались их хоть как-то растянуть. На голое тело они натягивались с трудом. Если Ильдару и Олегу было не так сильно тесно, то мы со Славой дышали с трудом, а каждый вздох растягивал майку почти до момента расхождения швов. Мало представляю, как одевали эти майки более "тучные" любители или поверх пуховиков. В нагрудном кармашке майки лежала бумажка с чипом, которая каждый раз вываливалась после снимания майки. Также часть вечера ушла на подготовку лыж. С собой я взял два комплекта - с прозрачным пластиком для воды и грязи и обычные теплые. С утра 5-го марта в Екатеринбурге начался снегопад и город реально занесло, а это предвещало нам на дистанции тонуть в сугробах. На свежий снег я выбрал комплект обычных теплых лыж, Слава Малов выбрал порошок и помог подготовить мои лыжи порошком и накаткой.

Это первый мой марафон из пункта А в пункт Б, практически Worldloppet. К сожалению, в этом году из-за теплой зимы немного изменили дистанцию - старт и финиш в других местах, из-за этого после старта сделали круг в 15 км, после которого участники на 53 км переходят на основную дистанцию и пробегают оставшиеся километры. На брошюрке была показана карта (без указания профиля высот, а жаль) с пунктами питания, которых насчитал 4. В принципе вполне достаточно для марафона, если есть с собой энергетические гели. В этот раз с собой я взял 4PowerUp, бутылочку брать не стал, т.к. все-равно бы вода там замерзла, а на ПП должна была быть хоть какая-то теплая жидкость.

Ночью особо не спалось, вдобавок ранний подъем, как итог, не выспался. Утром поели овсянки, натянули майки с номерами и выдвинулись в ДИВС, где нас уже ждали автобусы. Чуть позже положенного времени автобусы выехали на место старта, за это время удалось немного подремать. Через примерно 50 минут нас привезли на заснеженную поляну (если мы так долго ехали, сколько ж бежать тогда будем, подумал я), гулял сильный ветер и одиного стоял всего лишь один биотуалет. Ладно уж мужчины... мы бегали за снежный бугор, а вот женщинам как быть? Праздником тоже особо не пахло. Долгое время был непонятен вопрос - где оставлять вещи. Одни говорили, что в прошлом году бросали вещи в автобусе, а потом его находили по номеру, кто-то говорил, что нужно сдавать вещи на старте и их потом привезут на финиш. Через какое-то время наконец организаторы раскрыли секрет и мы сдали вещи при входе на старт. Также не за долго до старта мы узнали, что нужно вешать еще один чип на ногу - на тот случай, если не сработает основной в нагрудном кармашке.

Минут за 10 до старта съедаю протеиновый батончик и идем на старт. Стартующих распределяют по сотням, я с номером 109 встаю в начале второй сотни. Снег на стартовой поляне настолько мягкий, как будто ее вообще не катали. Ветер дул сильный, но орги не торопились давать старт, вместо этого мы махали палками пролетающему квадрокоптеру для их суперфильма. И вот старт... палки проваливаются на 5-10 сантиметров, стараюсь не дергаться и не совершать лишних лвижений, чтобы не сломать реквизит. На выходе с поляне попадаем в "горлышко" и практически останавливаемся, проваливаясь по щиколотку в свежем снеге. На первом более-менее длинном спуске в одну раскатанную колею лыжники впереди падают и устаивают завал, в который попадаю и я, ткнувшись лицом в сугроб. "Веселый марафончик" - думаю я, встаю, отряхиваюсь и, проваливаясь, иду дальше. Первые 10 км примерно такие же и были, уже после под снегом появилась какая-то твердая основа. На небольших пологих спусках удалось проверить лыжи - катили либо одинаково со всеми, либо я обгонял. Никто за весь марафон на спусках не мог меня опередить, спасибо Славе за качественную работу с лыжами на свежий снег!

Через 15 км мы вернулись на стартовую поляну, где был ПП, указанный на карте ПП на 7.5 километрах я почему-то так и не увидел, а этот пришлось пропустить из-за огромной толпы, боялся потерять время, поэтому съел гельку по пути. Следующие 35 км были намного лучше, чем первая петля, хотя местами мы все-равно проваливались, но скорость заметно выросла. Вообще трасса больше напоминала не лыжный марафон, а туристический поход - 90% густой лес, узкая дорога на 1 лыжника (обгонять приходилось либо со спусков, либо переходя на даблполлинг), практически полное отсутствие разметки. Запомнил только 32, 16, 7 и 3 км до финиша. Как-то совсем нелогично. Я обычно ем каждые 10 км, а тут совсем запутался. С 25 по 30 км я по большей части солировал и догонял впереди идущих лыжников, после 30-го км чуток погрустнел и один паравоз меня добрал, так и бежал 5 км первым, пока вдруг один благодетель не решился мне помочь. На втором пункте питания я схватил стакан с морсом, который оказался до жути холодным, заел гелькой и побежал дальше. Очень запомнились несколько переездов под дорогами с низким потолком и знаком "Берегите голову", где приходилось нагибаться. Рельеф трассы не тяжелый, с хорошими тягунками и длинными пологими спусками. Примерно на 35 км мы несколько раз проезжали по автомобильным дорогам, но снег был насыпан чисто на одну лыжню, а трасса до и после дороги очень грязная, думаю, лыжи там изрядно нахватали.

Пришел момент и я вообще перестал понимать, где мы бежим, но по ощущениям должно быть близко к финишу. Следующий указатель не порадовал - еще 16 км... да кто ж придумал эти цифры то. На третьем и последнем, как оказалось, ПП дали еще более холодный морс, такой бы подавать в 30-ти градусную жару. Я его не смог проглотить и выплюнул. Съев еще одну гельку, побежал дальше. И что-то грустно как-то совсем стало после этого, бежишь непонятно где, без питья - начало вставлять. За 7 км до финиша слышно было музыку с поляны и что-то не верилось, что придется еще столько бежать. Съел 2 последних геля, но веселее как-то не становилось. А вот указатель "3 км до финиша" я запомню навсегда... за ним был огромный подъем, на который сил почти не было, мало того, до финиша после этого было еще 3 подъема, которые почти меня убили. Метров за 500 до финиша увидел знакомую шапку - Олег Тарасов, обогнал его и еще нескольких лыжников. Итог 3.08.31 и 182 место, что ровно посередине среди всех участников.

На финише сняли чип и выдали медальку из оргстекла. Недалеко увидел Ильдара, который уже переодевался, я тоже быстро нашел мешок со своим номером и надел разминку с кроссовками. На финишной поляне стояло две огромные палатки - в одной давали еду, в другой стояли газовые лампы для обогрева. Немного постояв около лампы, мы пошли за едой. Женщина с раздачи попросила отдать купон, этим купоном оказалась вчерашняя непонятная наклейка в стартовом пакете, которую я благополучно оставил дома, тогда она попросила чип из майки, стоя в одежде, достать я его не мог. Видя мои мучения, она наложила гречневой каши и положила большую котлету, далее я взял чай с вафельками и устремился обратно к лампе. Нас всех немного лихорадило, как поели и согрелись, начали делиться впечатлениями.

По сути у всех одни и те же претензии: рыхлый снег, плохие ПП с холодным морсом, редкая разметка, тяжелый профиль на финише, про который никто из нас не знал. Если бы мы представляли, какие подъемы будут в конце, то приберегли бы силы на основной трассе. По gps мы пробежали чуть менее 50 км, хотя анонсировалось 53. С Европой тоже вышел обман, как сказали местные, и старт и финиш был в Азии. Олег занял второе место в своей группе, получив приз, мы пошли к автобусам. Водители автобусов сами не знали, когда и по какому принципу они должны ехать, мы сели в самый первый и примерно через полчаса, когда автобус немного забился людьми, поехали к ДИВС.

Ни одна моя поездка не проходит без просмотра достопримечательностей города. Ребята уезжали раньше меня, поэтому я сдал вещи в камеру хранения и до полуночи гулял со своим старым другом по центру города. Это был мой девятый марафон серии RussiaLoppet. До мастера лыжных марафонов остался всего один.